Крепежи для судов с базальтовым волокном
 

Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге старается в числе первых в стране внедрять инновационные идеи в судостроительстве. Он был новатором в применении электросварки, в строительстве тральщиков из алюминиево-магниевых и маломагнитных сплавов, первым в мире начал выпускать корабли из стеклопластика. Поэтому неудивительно, что на предприятии предложили заменить металлический крепеж в судостроении на крепеж из более легкого и прочного материала – базальта.

Решение было смелым. В настоящее время полимеры в российском судостроении занимают долю в 0,6% используемых материалов, хотя в других странах с развитым судостроением этот показатель превышает 20%.

Разработкой базальтокомпозитного материала для крепежного элемента занимались научные работники Института высокомолекулярных соединений РАН.

 
 

Они создали особый полимерный состав с базальтовым волокном. Крепежное изделие из него в 5 раз легче металлического и почти в 2,5 раза дешевле. Поскольку базальт устойчив к перепадам температур и повышенной влажности, одним из важнейших преимуществ крепежного элемента станет отсутствие ржавчины при постоянном воздействии морской воды.  

По предварительным исследованиям, российский полимер во многом превосходит западные аналоги по своим характеристикам. От зарубежных композитов он отличается добавлением минерального волокна в состав вместо углеродного. Это сокращает расходы на производство, при этом нисколько не влияет на надежность крепежа.

Первые образцы изделия уже готовы, ученые рассматривают возможность запускать его массовое производство в ближайшем будущем.