Премьера нового Tesla Model S состоялась три года назад весной, возбудив интерес общественности с монакского подиума. Интересоваться здесь есть чем и заслуженно: футуристичные линии кузова вытекают в продолжение красивым интерьером. Но особого внимания заслужили вставки из базальтоволокна, украсившие бамперы электрокара.
Пройдя аттестацию в Силиконовой долине на Конференции владельцев и почитателей бренда Тесла, модель S Elizabeta получила еще больше положительных оценок. Притом, что трудно удивить экспертов в области высоких технологий, работающих здесь.
До недавнего времени «высшего пилотажа» позволяло достичь использование в тюнинге такого материала, как карбон (углепластик). Исследования в этой области привели к тому, что на вооружение был взят более натуральный по своему составу и столь же легкий материал базальт. Компоненты из базальтоволокна, используемые в обшивке кузова, уменьшают вес и способствуют снижению расхода топлива. Судите сами: сет из нескольких накладок для Tesla Model S Elizabeta весит всего 13 килограмм, и это включая оптику.
В частности, из базальтосодержащих композитов выполнены оба бампера электрокара, передний весит 5,8 килограмм (вес заводского для Тесла составляет 9,5 килограмм), а задний 4,3 килограмма (заводской 5,4 килограмма).
Базальт — это горная порода, появляющаяся в результате окаменения вулканических жидких выбросов. Прочность молекулярных связей в нем настолько высока, что большинство кислот, а также щелочей, солей и любые органические продукты не влияют на его структуру. Это позволяет создавать композитные материалы с включением базальтового волокна. Их применение находит себя не только в тюнинге, но и в строительстве, отделке, производстве емкостей и механизмов.
Базальтовые композиты не боятся влаги или температурных скачков. Что особо важно для автомобиля: материал очень прочный и выдерживает столкновения на больших скоростях. Кстати, именно поэтому волокно из данной породы используют при производстве бронежилетов и касок.
Уже сейчас большинство производителей автомобилей оставляет стекловолокно и переходит на применение базальтового волокна: в США это происходит быстрее, ввиду изменений в стандартах для негорючих и нетоксичных комплектующих. Параллельно с ростом рисков в мире растет и необходимость защиты от них, так что внимание к более надежному и экономичному базальтовому волокну увеличивается. Наглядным примером тому служит объем ежегодно используемого в российском автопроме волокна — 28 000 000 тонн, по последним данным. В МГТУ уже подсчитали, что полный отказ от стекловолокна в пользу базальтосодержащего снизит расходы и позволит отечественным производителям выиграть до 500 миллионов рублей.